В этой статье мы рассмотрим технологии нанесения изображения на керамику. С точки зрения клиента нас должны интересовать четыре фактора:
- 1. Стойкость изображения.
- 2. Качество получаемого изображения.
- 3. Сроки изготовления.
- 4. Цена.
Отсюда нужно понимать, что у разных технологий есть свои плюсы и минусы, и добиваясь качества вы потеряете в сроках, а желая сделать керамику быстрее, вы потеряете в качестве.
В основном, в данный момент используется две технологии нанесения изображения – это деколь и термотрансфер, хотя существует еще несколько технологий, но мало кто ими пользуется из-за низкого качества и большой стоимости получившихся изделий.
Деколь
Деколь – это технология нанесения изображения на керамику или стеклянные изделия. Изображение переноситься на керамику с бумажного носителя, на который наноситься способом шелкографии или офсетной печати.
В настоящее время технология офсетного способа отошла, так как не достигается нужная толщина слоя керамических красок для печати. На смену пришли специальные системы лазерных принтеров для печати деколей. Такие принтеры и расходные материалы к ним очень дороги, поэтому цена на такие изделие может быть довольно высока. Для стеклянных изделий данные принтеры не рассчитаны, стекло делается с использованием других материалов, поэтому имеет намного большую стоимость.
Как устроена технология:
1. Специальным декольным принтером изображение наносится на гуммированную бумагу или пленку для дальнейшего переноса с нее на изделие.
2. Изображение накладывается на заранее приготовленную заготовку и обжигается в муфельной печи. После обжига керамическая краска впекается в поверхность глазури, обеспечивая долговечную фотокерамику.
3. Далее следует постобработка изделия: остужения, сушка глазури и тд.
При деколировании используется специальный тип красок, который содержит как органические, так и неорганические соединения. В процессе обжига органические компоненты сгорают и остаются только неорганические, которые и фиксируются в верхнем слое керамики.
Самые часто используемые форфорвые краски обжигаются при температурах 750 – 850 °C. В процессе обжига температура может меняться для улучшения определенных качеств будущего изделия.
Плюсы деколи:
1. Изображение, нанесенное данным методом, является самым стойким изображением на керамике. Оно не выгорит и не сотрется. В сочетании с качественной керамикой или стеклом оно будет самым долговечным.
2. Качество получаемой поверхности изделия очень высоко. Изделие является монолитным, не изделии не видно границ нанесения и поверхность получается приятно-глянцевой, что визуально смотрится очень качественно и хорошо. Однако не исключены минимальные вкрапления в глазурь, которые как правило не заметны, но при детальном рассмотрении их можно заметить практически на каждом изделии.
Минусы деколи:
1. Сроки изготовления как правило не меньше недели, это связано со сложной технологией производства.
2. Стоимость изделия сравнительно высока, потому как и оборудование и материалы дорогостоящие.
Цветопередача и качество полученного изображения методом деколь
К сожалению, из-за сложности производства и слишком большого количество факторов влияния на конечное изображения, сделать идеальную цветокоррекцию при деколировании невозможно. На это есть ряд причин:
1. Как вы уже читали ранее, часть тонера при обжиге сгорает, соответственно цвета, полученные на конечном изделии невозможно определить заранее. Они могут иметь незначительные изменения.
2. Деколью невозможно напечатать очень яркие цвета. Цвета получаются приближенные к реальным, с приглушенными тонами.
3. Каждая партия изделий очень индивидуальна, одна фотография в разных партиях может получиться немного по-разному в связи с небольшой разницей температурных режимов, потому как слишком много и внешних и внутренних факторов влияет на температурные процессы.
4. Также, помимо цветов, есть и контраст, который тоже может незначительно измениться.
5. Стоит учитывать, что при любом переносе, качество исходного изображения ухудшается.
Производители стараются свести к минимуму негативные факторы, которые касаются качества и цветопередачи данной технологии уже долгие годы, но из-за физических особенностей данной технологии свести их к нулю невозможно.
Цветопроба при такой технологии невозможна, так как разные изделия ведут себя немного по разному. Каждое изделие уникально и при повторном его изготовлении вы увидите немного другой результат.
Термотрансфер
Термотрансфер – это один из способов нанесения изображения на керамику и другие поверхности, которые выдерживают нагрев от 120ºС до 190ºС.
Технология довольно развита в связи с её простотой и относительной дешевизной. Изображение наносится с промежуточного носителя, пленки или бумаги, с помощью термопресса. Применяется такая технология для нанесения на текстиль, фарфор, дерево, стекло, пластик, фаянс.
Основные характеристики данной технологии
Для успешного и высококачественного термопереноса необходимо соблюдать:
1. Правильный температурный режим.
2. Давление термопресса.
3. Правильное время выдержки.
Далее, после нанесения, для керамических изделий следует минимальный обжиг, как правило 150-200ºС.
Плюсы термотрансфера:
1. Стоимость изделия сравнительно ниже.
2. Сроки изготовления как правило небольшие.
Минусы термотрансфера:
1. Изображение выцветает под влиянием УФ-лучей. Под воздействием солнца изображение выцветет в среднем через 6 лет, в зависимости от погодных условий сроки могут меняться как в большую, так и в меньшую стороны.
2. Изображение не впекается в верхние слои керамики, поэтому его, в отличие от деколи, можно стереть.
3. Видны границы нанесения изображения, полученное изображение имеет матовую структуру.
Термотрансфер обладает рядом недостатков и преимуществ касательно цвета и качества изображения.
Плюсы:
1. Цвета получаются довольно яркие и насыщенные.
2. Четкость довольно высока.
Минусы:
1. Изображение имеет специфическую структуру. Полученное изображение может иметь еле заметные линии и вкрапления при печати.
2. Цветопередача и контраст все равно имеют незначительные отклонения от оригинала.
Вывод
Выбирать технологию нанесения нужно исходя из доступной суммы и имеющегося времени на изготовление изделия. Качества самого изображения лучше всего сравнить на образцах, выполненных по двум разным технологиям. В любом случае стоит подобрать изображения наилучшего качества, чтобы в дальнейшем изображение получилось как можно ближе к оригиналу. Стоит отметить, что это не все технологии нанесения, существуют и другие методы и технологии, но, к сожалению, они либо очень дороги, либо не столь качественны как приведенные выше. Поэтому мы рекомендуем вам именно их.