К сожалению, факт утраты близкого всегда настигает внезапно. При жизни практически никто не задумывался над тем, чтобы сфотографироваться на памятник. И не важно, произошла трагедия буквально на днях или много лет назад. Проблема выбора фото на памятник всегда встает именно в момент его заказа.
Для более корректных рекомендаций мы проконсультировались со специалистами из трех ведущих фирм по изготовлению керамики на памятник в России, и двумя опытнейшими гравировщиками.
Как выбрать качественное фото
Многие из нас никогда не имели дело с фотографией и очень слабо представляют себе, как влияет выбранное фото на его конечное качество. В первую очередь профессионалы обращают внимание на его размер, затем на размер лица нужного человека, а потом на структуру бумаги.
Размер фото
Если первоисточником является бумажная фотография, то, чем большего она размера, тем в лучшем качестве её удастся отсканировать в фотоателье для последующего нанесения. «Но не всё так просто, - утверждает главный директор Московского ателье «НотаФото», - куда важнее не общий размер изображения, а именно размер лица на этой фотографии». И, действительно, ведь если вы подготовили общую фотографию, с неё берется только лицо. Оно сильно увеличивается до желаемых размеров изделия, и чем сильнее производится увеличение, тем больше страдает качество. Это важно понимать. На данный момент, вопреки бытующему мнению, нет технологий, при которых потерю качества изображения от увеличения можно было бы свести на «нет».
На какой бумаге должно быть исходное фото
Вторым главным советом для сохранения качества фотографии при её последующем нанесении является выбор бумаги. «Многие наши клиенты приносят старые фотографии, напечатанные на матовой бумаге, - говорит приемщик заказов компании «НотаФото», - и, к большому сожалению, практически никто не понимает, что при сканировании они очень сильно «зернят», а при обычном взгляде на них выглядят вполне качественно». Действительно, структура бумаги устроена таким образом, что при сканировании на любом сканере лампа устройства дает блик на каждой точке неровной структуры фотографии. Для получения наилучшего качества изображения рекомендуется сканировать только с глянцевой фотобумаги. Глянцевая фотография должна быть напечатана с оригинала (с пленки или цифрового исходника), а не переснята с матового изображения.
Обратите внимание на четкость фотографии
Конечно же вы знали и помните покойного лично и порой можете не заметить отсутсвие резкости. Но когда вы принесете снимок в фотосалон, а там приемщик или дизайнер заметят, что глаза или черты лица находятся вне зоны фокуса - «вытащить качество» будет практически невозможно без художественной дорисовки этих деталей. Если при этом необходимо будет увеличивать изображение - отсутствие резкости будет заметно ещё сильнее. Если наоборот уменьшать - резкость немного проявится.
Фото для гравировки
Критерии выбора фотографии для гравировки на памятник мало отличаются от тех, что рекомендуют для изготовления фотокерамики. Сейчас практически вся гравировка делается компьютером, и для этого в ритуальное агенство необходимо сдать максимально четкую фотографию. Если на фото черты лица не четкие: плохо видно глаза, где заканчивается белок и начинается зрачок - аппарат ничего не выгравирует. Если будет использован художественный подход, и предварительно дизайнер или художник дорисует эти черты - никто не гарантирует вам, что он угадает эти черты именно так, какими они были на самом деле.
А как же цифровая ретушь?
Бытует мнение, что сейчас, в эру компьютерных технологий, можно восстановить качество фотографии из любого состояния. Это миф, навеянный обществу скорее всего фантастическими фильмами. Цифровая ретушь и обработка фотографии - ни что иное как её художественная дорисовка. По сути работа ничем не отличается от работы классического художника, который дорисовывает недостающие фрагменты и делает это исключительно на свой вкус. Просто на компьютере это делают не карандашом или кистью, а мышкой или специализированным планшетом. Не существует таких волшебных функций как «улучшить качество», «поднять резкость», «превратить черно-белое фото в цветное», «убрать фон» и т.д. Это всё возможно, но только если дизайнер сам прорисует поверх все цвета, добавит линии черт лица, обведет рукой силуэт, сотрет фон и т.д. К сожалению далеко не всегда итог получается удовлетворительным - и вовсе не из-за того, что ретушер плохой. Исключительно из-за того, что ретушер не знал усопшего, и дорисованные черты лица человека являются всего лишь его воображением, а не истиной.
В каком возрасте на снимке должен быть изображен усопший?
Большинство клиентов считают, что лучше всего подойдет фотография последних лет жизни. Часто эти фотографии сделаны на «мыльницы» 90х годов, и качество снимков попросту отсутствует. Это может быть не самым правильным решением. Да, действительно, вы скорее всего запомнили родного человека именно таким. Но какие годы своей жизни сам покойный помнил, по вашему мнению, ярче всего? Скорее всего это промежуток от 25 до 50 лет. Именно в эти годы у большинства людей протекают самые яркие и значительные события. Именно таким человек продолжает видеть себя сам даже в глубокой старости, и, скорее всего, таким хотел бы видеть свою памятную фотографию.
Но на самом деле, никаких жестких правил и даже рекомендаций выбора не существует как с этической так и с религиозной стороны. Выбор, в любом случае, остается за вами и должен нравиться прежде всего вам самим.